Эта эпическая писанина посвящается красноглазым экспертам в области ИТ с форума prestige-gaming.ru, которые уже много-много времени, обладая знаниями достаточными для включения электрочайника, не перестают трепать языком на тему разрядности операционной системы.
Речь здесь пойдёт именно о 32х и 64х разрядных операционных системах, но следует учитывать тот факт, что подобная разрядность есть у процессоров и не путать тёплое с мягким. Процессоры, которые могут работать с 64х битными операционными это все поддерживающие набор команд x86-64:
Скрытый текст
• AMD — процессорами Z-серии (например, AMD Z-03), C-серии (например, AMDC-60), G-серии (например, AMD T56N), E-серии (например, AMD E-450), E1,E2, A4, A6, A8, A10, FX, Athlon 64, Athlon 64 FX, Athlon 64 X2, Athlon II, Phenom, Phenom II, Turion 64, Turion 64 X2, Turion II, Opteron, последними моделями Sempron;
• Intel (с незначительными дополнениями) под названием «Intel 64» (ранее известные как «EM64T» и «IA-32e») в поздних моделях процессоров Pentium 4, а также в Pentium D, Pentium Extreme Edition, Celeron D, Celeron G-серии, Celeron B-серии, Pentium Dual-Core, Pentium T-серии, Pentium P-серии, Pentium G-серии, Pentium B-серии, Core 2 Duo, Core 2 Quad, Core 2 Extreme, Core i3, Core
i5, Core i7, Atom и Xeon;
• VIA — процессорами Nano, Eden, QuadCore.
Так как список довольно внушительный и включает в себя все новые (да и старые модели процессоров) которые могут быть установлены на пользовательских машинах, то априори будем считать, что аппаратная возможность эксплуатировать 64х битное ПО у вопрошающих есть.
(Исключение составляют только уж совсем эпические нищеброды эстеты на Pentium II, которые всё равно в этом не признаются, дабы не быть закиданными какашками местных успешных школьников с PG).
Небольшой экскурс в историю:
Скрытый текст
Первой пользовательской 64х битной операционной системой компании Microsoft была представленная в 2001 году Windows XP для процессоров Itanium.
Т.е. на данный момент 64х битная версия Windows имеет свою, более чем 10ти летнюю, историю и если где-нибудь в интернетах вы встретите рассуждения и аргументы о проблемах совместимости драйверов, либо пользовательского программного обеспечения при использовании 64х битной операционной системы, то отнестись к этому стоит скептически.
Сам я встречался с такими проблемами, но в основном это было самописанное ПО, используемое предприятиями и организациями для собственных нужд с незапамятных времён, авторами которого зачастую являлись накачанные дешёвым пивом студенты.
Поэтому, если вы не ИТ-специалист, работающий с древним как говно мамонта самописанным ПО, то все ваши 32х-битные программы будут работать и на 64х битной операционной системе, ничуть не хуже.
Небольшой экскурс в будущее:
Скрытый текст
Операционная система Windows 8 на момент релиза будет поддерживать 32х и 64х битные аппаратные платформы, но, судя по некоторым новостным сайтам, в последующих дополнениях будет добавлена поддержка 128-битной архитектуры, что как бы уже намекает.
Итак, вернёмся к нашим баранам:
1. На что, собственно, первым делом обращают внимание различного рода местные петуханы в диспутах о разрядности операционной системы: 32х разрядная операционная система не поддерживает более 4 гигабайт оперативной памяти.
Это не совсем так, некоторыми ухищрениями можно добиться чтобы памяти виделось больше, но напрямую адресовать 32х битная операционка может только 4 гигабайта.
Значит ли это, что установив 4 гигабайта в материнку вы увидите все 4? Нет, увидите скорее всего 3,25 GB, максимум 3,5. Всё дело в том, что 4 GB это вся доступная операционной системе для адресации память, но некоторый объём из этого «пула адресов» будет забираться для подключенных устройств, таких как видеокарта, которая сама не использует оперативную память, но таким образом уменьшает её доступный максимум.
И если захотите поэкспериментировать, то помните, что для ограничения доступного для ОЗУ адресного пространства достаточно того, чтобы устройство физически было подключено и не имеет значения, используется оно, или нет.
В следующей таблице указаны ограничения на объем физической памяти для различных версий Windows 7.
2. Хотя обычно всё обсуждение преимуществ и недостатков сабжа сводится к первому пункту, мы пойдём несколько дальше. Пункт второй – ограничение используемой памяти на процесс. Тут уместно будет привести таблицу:
Если в ней вам ничего непонятно, то вкратце поясню: в 32х битной операционной системе ни одна игра, либо любая другая программа, не может использовать под свои нужды более чем 2 гигабайта оперативной памяти.
И, скорее всего, именно это является причиной того, что в некоторых играх, если они запускаются на 32х битной ОС, либо в 32х битном режиме, залочены некоторые продвинутые настройки графики (примером тому могут служить настройки в GW2).
3. Теперь двинемся ещё дальше и увидим третий фактор: количество обрабатываемой информации за такт процессора.
Как бы это не звучало удивительно, но 64х битные операционные системы позволяют процессорам с поддержкой 64х битной архитектуры (а это, как мы выяснили выше, почти все современные CPU) обрабатывать за такт 64 бита данных. В то время как 32х битные операционные системы будут недоиспользовать ресурсы центрального процессора.
Это не значит, что все программы на 64х битных операционных системах работают ровно в два раза быстрее, так как пресловутым «узким местом» в производительности вашей любимой игры может являться, например, видеокарта. Так же стоит обратить внимание на оптимизацию игрового клиента для 64х битных платформ, но факт в том, что подобный режим позволит использовать возможности центрального процессора полнее.
Ну и, учитывая тот факт, что все ММО предъявляют повышенные требования к производительности именно центрального процессора, то разговоры в духе:
«- на 64х битном клиенте у меня фпс вырос на треть!!!»
не лишены оснований. Тем паче что 64х битный клиент WoW уже из бета-версии включен в состав дистрибутива.
В кодировании видео, например, выигрыш будет ещё более ощутимый.
Ну и, подводя черту, для совсем дураков, кто прочитал всё что написано выше, но тем не менее ничего не понял:
64х битную операционную систему вам стоит использовать в случае:
- если у вас процессор с двумя ядрами и более,
- если оперативной памяти у вас 4 GB, или больше
- если приложения, которые вы запускаете, обладают режимом работы в 64х битной среде, или имеют дистрибутив для 64х битной ОС.
И в целом, если уж совсем абстрагироваться от деталей, то чем производительнее компьютер, который вам, малолетним козлам, купил папка «ДЛЯ УЧЁБЫ», тем более чувствительным будет прирост производительности при переходе на 64х-битную операционную систему.
Upd.
Так же по поводу разговоров о том, что, например, XP быстрее, чем Vista, или Windows7:
У "прошаренных умельцев" очень популярны рассказы о том, что "семёрку" себе "ставят только лохи", потому-что XP работает быстрее, а так же грузится быстрее! Если быть последователем такой идеологии, то до сих пор можно было бы сидеть на Windows 98, либо вообще на 3.1 и выпятив грудь рассказывать всем, какой я крутой дятел.
Разумнее здесь придерживаться того правила, что чем мощнее и современнее компьютер, тем больше резона обладать последней версией операционной системы для него. И не стОит, являясь обладателем компьютера с процессором i7, i5 сидеть на Windows XP ЯКОБЫ экономя себе три секунды при каждой загрузке операционной системы и лишний мегагерц производительности. Тем паче, что поддержка ssd дисков, которые реально повышают скорость работы ПК, в Windows7 является родной, а в XP c этим несколько сложнее.
Единственное с чем вы можете столкнуться при использовании старых операционных систем, типа XP, так это приобрести проблемы с драйверами и с установкой последих версий необходимого ПО, типа Direct X.
P.S. поддержка Windows XP SP3 и Office 2003 компанией Microsoft заканчивается 8 апреля 2014 года, что тоже как бы намекает.