Режиссер фильма «Варкрафта» Данкан Джонс в интервью изданию GQ поделился впечатлениями от работы с компанией Blizzard и студией Legendary Pictures. Полное интервью вы можете прочитать далее.
Фильм по одной из самых популярных компьютерных игр на свете выйдет в прокат 26 мая, а позавчера показали его первый трейлер – как по-нашему, отличный. К премьере мы поговорили с режиссером фильма Данканом Джонсом о сюжете картины, умении быть дипломатом на съемочной площадке и творческой свободе.
– Редко выпадает шанс поговорить с режиссером, который действительно любит игры. Полгода назад я разговаривал с Крисом Коламбусом про его «Пиксели»…
– А-ха-ха, да.
– Ну да, он, в общем, не особо понимает игры. А у вас с ними какие отношения?
– В детстве мне приходилось много путешествовать, так что книги и видеоигры были для меня чем-то вроде дома – каким-то знакомым местом, куда всегда можно было вернуться. Я начинал играть еще на Atari, потом Commodore 64, Amiga, потом обзавелся компьютером с 486-м процессором – в те времена нужно было ковыряться в файле config.sys, чтобы высвободить достаточно оперативной памяти для игр. Вот тогда я играл больше всего: почти все из серии Wing Commander, Baldur’s Gate; все, что делали студии Bullfrog и Origin, – в общем, игры всегда были громадной частью моей жизни. Я действительно их люблю и до сих пор играю, когда нахожу время.
– А, собственно, Warcraft и World of Warcraft?
– Да, конечно! Я много часов просидел в Ultima Online, а потом я с теми же ребятами, с которыми в нее играл, перешел в World of Warcraft, когда тот только запустился, в так называемый «ванильный» период. Но и в старые игры во вселенной Warcraft я тоже играл – во все стратегии. Ну а потом, когда уже начали выходить дополнения к WoW, я уже слишком занят был съемками фильмов, пришлось завязать.
– Вы потому решили в фильме обратиться к ранней истории вселенной Warcraft – из-за ностальгии?
– Она сыграла в этом выборе свою роль, но совсем небольшую. История этой вселенной сейчас расписана на 20 лет в мельчайших подробностях, можно выбрать любой момент – и будет интересно. Но разумней всего все-таки начинать, собственно, с начала – просто чтобы фильм был интересен не только фанатам игры, но в целом кому угодно. Поэтому мы рассказываем там о первом контакте орков и людей.
– Получается, вы практически сняли приквел к первой игре?
– М-м-м… Вот та формулировка, которую я только что использовал – «первый контакт между людьми и орками» – она наиболее точная все-таки.
– И насколько ваш вариант истории близок к официальному канону Blizzard? Все по нему или как обычно в киноверсиях?
– Все максимально по канону. Мы работали бок о бок с Blizzard, они были полностью вовлечены в процесс и всегда следили, чтобы мы не отклонялись от канона, а там, где не отклониться было сложно, мы всегда находили выход вместе.
– Вот да, Blizzard знамениты своим ревностным отношением к своим играм, это вам много сложностей приносило? В смысле, режиссеру же на большом проекте и так всегда со студией воевать приходится, а тут и с киностудией, и с игровой – как вы справлялись?
– Ха. Ну да, режиссеру на таком крупном проекте всегда приходится быть немного политиком-дипломатом. Нужно понимать, что каждая сторона хочет, и пытаться найти компромисс, не жертвуя своими собственными творческими амбициями. Мы работали над этим фильмом три года, и, конечно же, за это время было много случаев, когда не все были друг с другом согласны, но знаете, что интересно – почти всегда получалось, что у меня с Blizzard было больше взаимопонимания, чем со студией. В большинстве случаев наше видение фильма совпадало. В частности, то, что мы хотели, чтобы зрители переживали за орков ровно так же, как и за людей, не считали их просто зелеными тварями.
– При этом у Blizzard было право наложить вето на любой сюжетный ход, который вы могли придумать – они часто им пользовались?
– Почти ни разу. Ну, там была пара моментов, когда мне казалось, что какие-то вещи очень хорошо лягут в логику сюжета, хотя будут немного противоречить с каноном – и мы это вместе как-то утрясали. В целом я просто чувствовал себя как шеф-повар на чужой кухне. В смысле, там на полках разложены ингредиенты, и тебе нужно выбрать из них какие-то, чтобы приготовить наилучшее блюдо, и в этом смысле мне невероятно повезло – на кухне Blizzard была целая куча первоклассных ингредиентов, проблем с выбором практически не возникало.
– Уже есть планы снимать дальше? Или кассовые сборы покажут?
– Конечно, кассовые сборы будут решающим фактором, но вообще, с точки зрения истории, у нас уже есть довольно четкое представление о трилогии и том, какими могут быть следующие два фильма. Мы с Blizzard уже много раз обсуждали, что можно будет сделать в сиквелах, если будет такая возможность.
– Одно из главных достижений Питера Джексона в его экранизациях Толкиена – какое у него аутентичное и в то же время особенное получилось Средиземье. А что у вас с Азеротом (мир вселенной Warcraft. – Прим. ред.), удалось его уникальность передать?
– Да, абсолютно. Думаю, одна из главных особенностей этого мира – это всегда заметно, когда по нему в World of Warcraft перемещаешься – насколько резко там могут меняться пейзажи. В одну секунду вы в золотых полях, в следующую – в густом и глухом эльфийском лесу. В фильме мы постарались передать эти ощущения: всякий раз, когда вы видите большие панорамы ландшафтов, вам на самом деле показывают переход от одной местности к другой, очень резкий и внезапный. В этом уникальность этого мира в первую очередь.
– Я видел вашу очаровательную перепалку с Райаном Джонсоном (режиссером восьмой части «Звездных войн», выходящей в 2017 году. – Прим. ред.) в твиттере, и он там задал два очень хороших вопроса: снимали ли вы на iPhone 6 или iPhone 6s и будет ли релиз фильма мультиконсольным?
– Ха-ха-ха, ну это не очень хорошие вопросы все-таки!
– Да-да, понимаю, это все шутки, и я знаю, что вы друзья на самом деле, и я давно уже слежу за тем, что вы оба делаете, одно только непонятно – почему же вместе ничего не снимете?
– Тут можно вернуться к ответу на один из предыдущих вопросов – просто мы оба шеф-повара. В смысле, не может быть два шефа на одной кухне. У каждого свой рецепт, общего нет, так что получиться может в итоге полная гадость.
– Есть еще какая-нибудь игра, которую вы хотели бы после Warcraft экранизировать? Mass Effect? Bioshock?
– Не знаю, сейчас я все-таки полностью на Warcraft сфокусирован. Но знаете что, вот скоро выйдет мой Warcraft и фильм по Assassin’s Creed, почти одновременно, и это будет очень важный момент – зрители проголосуют, хотят ли они видеть нормальные фильмы по видеоиграм. Надеюсь, что да. У фанатов комиксов последние годы получились просто изумительные – режиссеры, наконец, научились снимать фильмы по ним правильно, и нам, геймерам, тоже такого хотелось бы. В играх полно замечательных историй и идей, которые могли бы лечь в основу превосходных фильмов – пора бы кому-то с этим уже что-то сделать.
– А вы сами никогда не хотели, собственно, игры делать, а не кино снимать?
– Вообще-то я около года проработал в одной студии ассистентом дизайнера. Как только выпустился из киношколы – подрабатывал съемками рекламы и музыкальных клипов, но этого на жизнь не хватало, так что пришлось найти постоянную работу. То есть у меня есть даже небольшой опыт в этой сфере, пусть и на совсем незначительной должности, но мне тогда все жутко понравилось. И я бы с удовольствием к этому когда-нибудь вернулся.