#840
24 января в уютном офисе Близзарда в Париже прошёл саммит, на который были приглашены ведущие евро-стримеры, организаторы, аналитики, гладиаторы, комментаторы и ярые поклонники всех игр Метелицы. Раньше такое проводилось с коммьюнити-сайтами, но такой формат саммита проводился впервые и Близзард предоставили возможность пообщаться вживую по самым разным направлениям, обсудить пути развития стримов, турниров, ютуб каналов и коммьюнити. Последнее для Близзарда стало особенно важно после многих проведённых реформ, перестановок и перенаправления сил. Я начал плотно общаться с представителями Близзарда с прошлого лета и заметил, что компания сильно меняется, после посещения этого саммита я понял, что меняется в лучшую для нас с вами сторону.
В декабре пришло первое письмо, я удивился, как и другие приглашённые. Многие подумали, что это вообще скам и попытка заполучить плохими ребятами скан паспорта. Но уже знакомый мне адрес почты коммьюнити отдела Близзарда дал понять, что готовится нечто крутое и интересное. Нам расписали программу, забранировали отели, такси и приезд в Париж. Перед отъездом из Испании ещё одной приятной новостью стало появление в нашей программе разработчиков Heroes & WoW (помимо них были ещё SC2 & HS, но это не совсем мой профиль), которым можно будет задать самые разные вопросы. Честно сказать по Героям я скорее импровизировал с вопросами, а вот по WoW готовился основательно, у меня был целый багаж предложений, претензий и вопросов. К сожалению, лишь малую их часть получилось высказать, время Q&A сессии было ограниченным, т.к. день у разработчиков не резиновый и им действительно есть чем заняться!
По приезду в Версаль 23 января был немного уставшим с дороги, но Париж бодрил. Хвалёная Эйфелева башня совсем не впечатлила, Останкинская посолиднее будет, зато Версаль очень понравился и вообще выбранное место для евро-офиса Близзарда очень крутое. Это как-бы Париж, но одновременно и не совсем Париж, спокойный и уютный район рядом с известным Версальским Дворцом. Заехав в отель, и наконец, плюхнувшись на кровать открыл я ноут, чтобы поделится первыми впечатлениями с друзьями и родными. Проверил почту, увидел ещё одно письмо от коммьюнити менеджеров Близзарда - в тот вечер многие из них собирались в баре, куда приглашали всех нас. Оказалось, что бар находится в 20 метрах от отеля и я решил, что это отличная возможность познакомится с, как оказалось, более чем весёлыми работниками Близзарда в приятной атмосфере наполненной ирландским элем.
Первым, кого я узнал, оказался Майкером, едиственным приглашённым русскоговорящим помимо меня. Мы быстро разговорились, благо общих комментаторских тем для обсуждения было много. Затем мы увидели Кихъяви и она отвела нас к главному столу, где отдыхали Близзарды. E-sports менеджеры, ГМы, локализаторы, пиарщики, коммьюнити-менеджеры. Все они весёлые, и как не странно, такие-же геймеры, а иногда и задроты, как мы. Любят играть, веселиться, грабить караваны и ганкать раков в Дуротаре. У каждого свои рабочие истории, как они банили читеров, решали очень важные проблемы на форумах, где в очередной раз появлялся топик "REMOVE RUSSIANS FROM EU BGs PLX". Кто-то играл в билъярд, кто-то вайнил на бафф хантов на аренах и нерф магов в HSе, кто-то рассказывал кул-стори, как он берёт р1 глада за вечер. Интересно, что процентов эдак тридцать из Близзов были девушками, которые точно так-же делились своими игровыми буднями. А несколько человек притащили в бар даже своих пёсиков, которые внимательно наблюдали за происходящим. Я понял, что в Близзарде работают самые разные люди. Но все они любят игры. Очень любят.
Следующим утром мне нужно было проснуться в 8 утра, поэтому гулянок с пробуждением в неизвестном месте и непониманием, что вообще произошло - не получилось. Естественно, не успев на завтрак, я залез в больше такси с остальными приглашёнными и нам предстояла официальная и главная часть путешествия - саммит.
#840
Я взял с собой здоровенный фотик, но сразу же разочаровался в его весе при подписании документа NDA. Фоткать можно было только рецепшн и офисный двор. Пришлось таскать этот ненужный груз по всему офису с собой. В первые часы, как и другие на саммите, ходил с большими от удивления и интереса глазами, пытаясь не пропустить ни одной детали. У Близзарда офигенный офис. Их рабочие места не всегда отличаются от обычного игрового уголка, стоят по два монитора, иконки игр за выслугу лет (клеется на стол работников, когда выходит какая-то игра Близзарда, таким образом можно быстро найти ветеранов, работавших ещё при Burning Crusade.) Везде лежат самые разные игрушки, мягкие и тведрые, коллекционки, литература жанра фэнтези и другие атмосферные атрибуты.
Во время завтрака с Близзами мы познакомились с нашими региональными представители - коммьюнити менеджерами, которые для обычных игроков являются главным связующим звеном со всей остальной корпорацией. Иногда их флеймят на форумах, что они защищают интересы Близзарда. Как оказалось, в Близзарде их так-же флеймят за их упорство, что они пытаются постоянно пробить вверх самые разные идеи и предложения, увиденные на форуме. Героическая должность. Кстати, по нашему региону работают: Рейслор, весёлый и в то же время серьёзный ВоВер, добрейшая Мивандеир, поклонница стримов ПГшки, занимающаяся SC2 и Героями, и целеустремлённый Брейвир, развивающий русское направление по Диабле. Было крайне приятно с ними познакомится и обсудить, всё, что вообще можно было обсудить за один день!
После завтрака у нас было первое официальное "заседание", на котором рассматривалось много вещей и проблем (в основном связанных со стримами, турнирами, контентом от игроков и т.д.), которые Близзард хотят решить. К сожалению, на ключевом обсуждении висят три буквы "NDA" и я не могу передать их содержание. Могу сказать, что если все вопросы, которые были заданы и все проблемы, которые были подняты - разберут и из них что-то сделают, то компания в Близзард в плане игрового коммьюнити (т.е. нас с вами) прыгнет вперёд. Очень сильно. Будем ждать и наблюдать!
Затем у нас был тур по всему офису, показали где кто сидит и кто чем занимается. Во время экскурсии как минимум два сотрудника Близзарда спалились за игрой в HS и WoW У нас были игровые сессии, мы предполагали, что сможем поиграть в Герои, но не смогли, были какие-то проблемы с билдами версий (ведь игра постоянно патчится и находится в самой горячей стадии разработки). Иногда мы видели некие стенды с какой-то очень важной информацией, которую Близзарды сразу же пытались прикрыть телом, но Майкер где-то увидел, что время строительства бункеров у терранов будет увеличено и очень обрадовался этому эксклюзиву! А может быть это был умелый фейк от какого-то шутника, весёлых ребят там уж точно хватает.
Интересно было познакомится с Афином, иногда он вёл себя, как на своих знаменитых видео, а иногда был крайне серьёзен и прям таки трайхардил своей любознательностью к офису.
#840
Ближе к вечеру начинались Q&A (вопросы и ответы) сессии с непосредственно разработчиками игр, часть из них шла одновременна, хотелось побывать на всех, но пришлось выбирать. Естественно, я сходил на WoW и успел на Heroes. Как раз то, что мне больше всего интересно. В соседнем топике в новостях вы уже можете прочитать мой вольный перевод Q&A по WoW, в течение выходных подготовлю такой же по Героям. Английский я неплохо знаю, а вот с чистым американским посложнее всё, но основную суть во всех ответах я смог передать.
После Q&A сессий уже был поздний вечер и офис закрывался. Я не удивился, но многие Близзы опять двинулись в тот самый паб, где продолжили общение с гостями. Мы с Майкером решили опять присоединиться к гуляющим в баре, где нас угостили местным коктейлем называемым Mothership (на плазму протоссов похож чем-то) и продолжили горячие обсуждения на самые разные темы.
Было очень классно. Однако, есть другой вопрос - а что будет дальше? Арены, рейды, 6-пул у зерлингов, 4 гейта у протоссов, высокие парагоны и оранжевые дропы, удачные и не очень деки в картах, скоро к ним прибавится тимплей в Героях. Это никуда не денется.
Но отношение, оно сильно меняется. И в первую очередь это отношение компании Близзард к рядовым игрокам, стримерам и гайдописателям. Близзард стали намного быстрее действовать, принимать разного уровня решения, выходить на так важную нам связь и рассказывать о своих планах. Внутренние реформы компании уже серьёзно оптмизировали общение с коммьюнити, обменом идей и предложений. Геймеры всё чаще смогут видеть эвенты организованные при поддержке Близзарда, будут чаще пробывать патчи, частично основанные на идеях и предложениях обычных игроков, и главное понимать, что ваши слова, которые конструктивно объединены в логичные предложения или критику будут еженедельно попадать на стол высшему руководству компании. Игроиндустрия меняется, роль коммьюнити с каждым годом усиляется и я очень рад, что Близзард не остались консервативны в этом плане, несмотря на свой громадный размер штата и размаха игро-производства.
И я очень рад настоящим патриотам русского региона, работающим в Близзарде, которые действительно хотят продвинуть наши игровые миры вверх. Относительно недавнее объединение Шквала с Европой - это их заслуга. И это лишь малая часть из всех ведущихся работ.