О, Йабун, спасибо, что создал тред, я как раз собирался запостить :)
Опасность! Wall of text.
Мои впечатления от ГВ2. Т.к. материться в разделе нельзя, а крестьянские дети и шагу не могут ступить без экспресии, слово «оху***о» мы заменим словом «педагогично» и производными. Для начала краткий обзор моего мировоззрения. Возможно, здесь будет немного лишнего, но как гласила надпись в школьном кабинете истории – «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». В данном случае не учитель, но суть, думаю, ясна. Итак, мировоззрение – классик педагогичен, БК педагогичен, ВотЛК педагогичен, Катаклизм чуть хуже, но на фоне остального, что есть на рынке ММОРПГ, он - ну вы понели. Каждый по-своему – качаясь на закате БК, я порой долго не мог уснуть, мысленно воспрошая Чилтона – почему ты так много выпилил элиты? Почему запилил столько точек полёта? Почему больше не надо фармить траву часами для того, чтобы пойти в рейд, рейд из сорока человек, а не из 25? Почему на входе в данж нет нужды АоЕшить два десятка Вуртов и Гримов? Это ведь было так хардкорно, так здорово, так реалистично! А призрак девочки в Plaguelands, которая даже не поняла, что Плеть вырезала всю деревню, и ищет родителей? Г-споди, да за такие мелочи, коих сотни, я проглочу ещё три возрождения Дезвинга. Как вы понимаете, отнести меня к хейтерам игры, Которую-Нельзя-Называть трудновато.
О ГВ2, как, впрочем, и ГВ1, я впервые услышал на пгшке. Помню, когда узнал, что ГВ1 вышла в 2005, очень удивился, что не слышал о ней эти семь лет, а потому комментарии «ГВ1 классная», «у неё много поклонников» вызывали недоумение. И понеслось. Издатель - NCSoft, евпочя, и даже порука в виде сбежавшего из Близзард в 2000 году (sic!) ведущего программиста меня не впечатляла. Потом первые ролики – Diablo-like ХПбар, корейская (вот неожиданность-то!) анимация персонажей и заклинаний – вы что, шутите? Эта игра претендует на что-то, отличное от 100 тысяч подписчиков через полгода после релиза? Но этого было мало, и они покусились на святая святых – механику. Касты на бегу? Отсутствие хилеров и интерраптов? Элементалист ближнего боя? Добавьте к этому моё убеждение, что успешный ММОРПГ-проект НЕ может быть создан во Вселенной без фан-базы (LoTR, Star Wars, Warcraft, Starcraf), и общее представление о моих ожиданиях вы получите. Предзаказ я не делал, ключ я не искал, полутал его на одной из последних раздач здесь, на ПГшке, отчётливо понимая, что лишь поддаюсь массовой истерии.
Но истерия – это в некотором роде педагогично, поэтому я отдался ей в полной мере, дополнительно заразив ещё и друга. В полной мере потому, что, в отличие от вас, обитателей по другую сторону МКАДа, в Красноярске тест начинался в три ночи. «Педагогично», подметил мой друг.
20 21 июля, 3:12. Логин, пароль.
К счастью, обошлось без очередей и прочих приятных мелочей, сопутствующих практически любому крупному старту. Сидеть втроём вокруг одного монитора, чувствовать на кончике языка позабытый привкус детства – такое бывает нечасто :) Сервером был выбран «Outland EU» всея ГВ2 Desolace. Создали элементалиста Сильвари, рандомно накликали внешность, проигнорировали почти все вопросы о персональной истории не читая, над ником тоже долго не думали – страница персональной истории выглядела эпично (простите):
хотя ник больше пошёл бы второму чару, которым был месмер – первый эвент выполнился с третьей попытки :)
На мой взгляд, наиболее удачной системой квестов был бы микс классических квестов ВоВа (берёшь задание у НПЦ, сдаёшь ему же) и эвентов ГВ2. Последние вдыхают в мир жизнь – когда ты приходишь в очередную точку, мир не ждёт тебя – он уже живой, и отражать финальный набег кентавров зачастую приходится без предварительной разведки, геноцида и освобождения неудачливых НПЦ. То, что тебя никто не ждёт (а не Сильвана, тысячу раз на дню пробегающая Серебряный бор с очередным «генералом» 12-го уровня), создаёт уникальное ощущение. Вспоминается эвент на чемпиона-барракуду, который я застал в одиночестве, а пока собирал народ, барракуда из озера уплыла :) Следующий час она не появилась, и мне надоело ждать. Многие скажут, что мир других ММОРПГ тоже большой – не буду спорить, но подмечу, что ГВ2-шный реализм меня впечатлил – нет деревушек из двух зданий, здания и другие объекты пропорциональны, столица людей напоминает город, в котором могут жить двести тысяч человек, а не две тысячи (см. Штормвинд), пещеры, входы в них, шахты – всё натурально большое. Конечно, если вы будете в одной локации делать три спавнящихся время от времени эвента круглые сутки, вам надоест. Но вы же не считаете дейлики чем-то увлекательным? Очень порадовало, что за руку персонажа не ведут – да, есть НПЦ, которые делают обзор локации (на карте мира), указывая, в каких точках требуется помощь, но это не тошнотворный cata-edition левелинг в WoW (а раньше он был тоже прекрасным :(. Четыре моба одновременно регулярно убиваются только паладинами. Отправиться на кладбон можно от двоих. Самая неожиданная деталь – попадая в локацию низкого уровня, тебя делевелит (скиллы остаются) до уровня локации. Выражается это в урезании ХП до, вероятно, среднего по больнице. Любой эвент – это всегда челлендж, потому что вы не застрахованы от подачи на фул хп от элиты или на треть хп от обычного моба. Я рассказал третью часть того, что мне понравилось и что меня впечатлило.
Ничего не могу сказать о ПвЕ – глупо делать выводы, основываясь на прокачке. Но, учитывая, насколько последняя и доставляюща, и сложна, будет всё неплохо. Теорикрафт: благодаря выдающимся возможностям по кастомизации персонажа под цели, игроки не упираются только в ДПС/ХПС – подкрутив хп и урон мобу на 20%, можно заставить игроков делать в 2 раза больше. Элита на квестах не танкуется, хила нет – стоять в стороне и заливать либо босса дамагом, либо танка хилом не выйдет.
На WvWvW творится лютая корейщина без цели, где побеждают численностью (Desolace-Vabbi-Gandara, наш север держал 50%-65% территории всё время) одно достоинство – реализм зданий (40 человек пробивают ворота «руками» около получаса), огромная территория. Сейчас это Wintergrasp, но, блджд, это лучший Wintergrasp из тех, что я видел. Замес где-то на болоте 3v4 был одним из наиболее ярких впечатлений дня. Структурированное PvP не играл.
Расписывать в сотый раз подробности и специфику классов и механики я не хочу – всего не упомнишь, да и пробовать это надо самому. Скажу только, что это тот случай, когда боевая система настолько непохожа на другие РПГ и WoW в частности, что сравнивать их – как плов с тортом. В обоих случаях получилось вкусно. Моё самое большое опасение вызывало отсутствие чистых хилеров, однако это полностью нивелируется и в ПвП, и в ПвЕ системой уклонения и «fight for survive»-режимом, наступающим после смерти. Что не является минусом игры в данный момент, но на что часто обращают внимание в обзорах – отсутствие фокуса, WoW-like арен, дуэлей. Друзья мои, арены в WoW появились через два года после релиза, фокус в интерфейсе – через четыре :)
Самое большое разочарование, я остановлюсь на этом подробнее, у меня вызвало отсутствие world-pvp. Блджд, этот мир, эта система навыков и квестов, да сама игра – она просто создана для world-pvp. К сожалению, очень вероятно, что оно так никогда и не будет введено – нет фракций, режим мясорубки реализован в WvWvW. Я не могу гарантировать, что не ошибаюсь, но вроде при делевеле в низкоуровневой локации (я писал об этом выше) урон не режется. Но благодаря нон-таргет системе хайлвл не сможет вжать две кнопки и разобрать вас, победителя кабанчиков, на молекулы, а учитывая уменьшение хп игроков в зависимости от уровня локации, у вас появляется шанс навалять такому противнику. Систему можно ещё улучшить – резать хайлвлу в локации низкого уровня не только хп, но и урон. Тогда разница между вами будет только в большем выборе utility и elite скиллов у него (но он не сможет прожать их все одновременно), что выглядит куда меньшим злом, чем твинк на лоулвл БГ в WoW, скажем так, это вообще не выглядит проблемой. Можно давать одинаковое количество опыта (справедливо, т.к. делевелинг статов компенсирует это) за выполнение одних и тех же эвентов на 10-ом и на 80-ом уровне – тогда игроки не будут заперты в хайлвл локациях, как это происходит в других ММОРПГ. Что это значит для world-pvp, думаю, объяснять не нужно. В контексте этого разочарования стоит упомянуть, что Blizzard в WoW с выходом MoP планирует ввести кросс-серверные локации (в одной локации находятся игроки разных серверов, если она пустует). Таким образом, подобное реально – я попробую подождать этого и в ГВ2. Приятная деталь – шмот даёт очень немного – на 20-ом лвле я вполовину был одет в то, что получил на 10-ом, не чувствуя себя гимпом. Маунтов не видел даже наземных – ну вы понели.
Всё, о чём вы прошли выше – факты, разумеется, восприятие их субъективно. В последнем абзаце я хочу рассказать о том, что относится к сфере веры, в данном случае – веры в разработчика, то, о чём практически никто не пишет. Я не буду говорить о том, что ArenaNet позиционируют ГВ2 как будущую киберспортивную дисциплину – это решать не им, но вот почему я верю, что в этом желании они искренни, а потому приложат максимум усилий для его реализации – количество фидбека на бетатесте. После каждой цепочки квестов / элитника в верхнем правом углу экрана появлялась табличка с анкетой – прокачав персонажей до 30-го и 10-го уровней, я видел её раз сорок. Предлагали оценить по шкале 1-5 (не всегда все сразу, обычно несколько пунктов):
- качество сюжетной линии;
- яркость (memorability) характеров НПЦ;
- сложность прохождения;
- удовольствие прохождения;
- и тут я забыл.
Было достаточно вопросов типа memorability (первая мысль – что? Это же ММОРПГ, а не книга или хотя бы квест), я просто боюсь их неверно сформулировать. Что-то вроде «не чувствуете ли Вы себя гимпом», «каково, на Ваш взгляд, разнообразие геймплея при смене оружия» и другие. В самом низу – поле на 256 символов для писанины, если Вы сказали не всё, что думаете. Проскипав первые два, на все остальные я ответил, надеюсь, многие сделали также. Комментировать это как-то нелепо – если Вы хоть раз вайнили на офф. форуме, Вы понимаете, что это значит.
Общая оценка игры на данный момент – 7/10, что гораздо важнее – оценка реализации ожиданий от игры – 20/10. Или 40/10, я не знаю (шкалы у оценок разные, естественно, т.к. ожидал я очень мало). Что ещё важнее – в общей оценке игры я учёл отсутствие арен, world-pvp и других вещей, привычных мне по одной малоизвестной игре. Оценка качества того, что реализовано – 9.5/10.
Куплю, даже если кросс-серверное ПвП никогда не появится, даже если если не введут арены и хай-лвл контента будет на два месяца, я просто прокачаюсь. Но я почему-то верю, что со временем всё это появится.
P.S.: приятные мелочи
одной строкой одним столбцом:
- 10 серебра – это очень много;
- четырёхзначных числел урона я не видел;
- соло обычный моб умирает от десяти секунд до полуминуты;
- элитный моб в зависимости от уровня элитизма может убить толпу в 5-10 человек (3 таких моба на площадь. равную средней локации в WoW);
- делая всё чётко, можно и не умереть. Втроём;
- маны нет – да и Б-г с ней, меньше балансировать. Кто, вообще говоря, решил, что чтоб произнести заклинание, мне нужна какая-то полоска «воды»?
- прокачка крафта тяжёла, но не рандомна как в Д3.
Извините за wall of text, я предупреждал :)